Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности солидарного общества

        Правительство Белгородской области приняло стратегию формирования регионального солидарного общества на 2011-2025 годы. Тема формирования регионального солидарного общества в Белгородской области  — одна из  самых значимых и приоритетных. Каким же быть  солидарному обществу в нашей области? Какие  пути формирования видит педагогическое сообщество области? Считаем, что одно из приоритетных направлений  — формирование у подрастающего поколения  патриотизма и гражданственности. Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность»- понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Работая  с детьми, педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» проводит  большую работу по развитию  активной позиции личности школьников, уважению к своему Отечеству, сопричастности с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа, а главное — готовности к самореализации на благо Отечества.

Служение обществу – главная цель солидарного общества. В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства. В основу подхода к патриотическому  воспитанию в школе  положено создание условий для мотивационно-ценностного развития человека: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.

Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и  конституционных обязанностей. Цель воспитательной концепции школы — создание единого воспитательного пространства.

Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому  в школе  проводятся «Уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, тружениками тыла – это символ преемственности традиций поколей.

Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда. За  нашим образовательным учреждением  закреплено 7  ветеранов Великой Отечественной войны и труженики  тыла. В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает помощь ветеранам (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.). Ежегодно учащиеся ухаживают за солдатскими могилами. К  Дню Победы и другим  праздникам изготавливаются  праздничные открытки  ветеранам войны, проходят выставки литературы военной тематики, конкурсы   рисунков «Поклонимся великим тем годам». Ежегодно  проводится школьный конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», конкурсы чтецов. Традиционно к 23 февраля проходит смотр-конкурс  строя и песни с приглашением ветеранов войны, воинов-афганцев, отслуживших в армии выпускников школы. Традиционны и классные часы: «Люди, на которых хотелось бы походить»,  «Никто не забыт, ничто не забыто». Ежегодно  в школе проводится военно-патриотическая игра «Зарница», к которой  готовится вся школа: изучаются азы военного дела, медицинской помощи, выпускается  «Боевой листок»,  поварами готовится полевая каша. В этом году  -  в Год  70-летия Победы -   ответственно подошли  все классные коллективы. Игра получилась  захватывающей,  сложной и яркой.  Этапы прохождения маршрута были сняты журналистами для программы  областного телеканала  «Мир Белогорья».

Важным направлением в военно-патриотической деятельности учащихся стал  сбор  материалов по истории родного края. Педагоги вместе с учащимися собрали материал о прошлом села. В школе ведется картотека адресов и фамилий ветеранов и тружеников тыла. Школьный музей способствует формированию  положительного отношения к памятникам прошлого, бережному и уважительному отношению  к памятникам истории и культуры.  Большая воспитательная роль отводится и библиотеками – школьной и сельской. Приобщение к чтению  художественной литературы  патриотической направленности, уроки Мужества,  конференции, конкурсы выразительного чтения -  это мероприятия, направленные на  становление  гражданственности, воспитание  патриотических качеств.

В школе возрождена традиция проведения государственных праздников, использования государственных, региональных и районных атрибутов и символов власти.  Вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2010 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2010 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2015 г.».

Большое значение в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи имеет участие в  командных школьных, районных спортивно-массовых мероприятиях, посвященных памятным датам России. Это и  ежегодные Спартакиады школьников, эстафеты; спортивные игры, посвященные Дню победы и Дню защитников Отечества,  соревнования по легкой атлетике памяти погибших в Чеченской Республике В. Мовчука и А. Борисова,  соревнования на  Кубок   нашего земляка генерала-лейтенанта А. Н. Астанина.

В статье 59 Конституции Российской Федерации записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Вот уже несколько лет на базе школы работает военно-патриотический клуб «Святогор», который посещают юноши-старшеклассники. Определенная психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к армейской службе.  Курсанты -  участники  различных соревнований, совершили по нескольку прыжков с парашютом,  они постоянные члены волонтёрского  отряда.  С  2013 года  на базе 5 класса начал функционировать класс кадетов. Юные школьники  изучают  основы военного дела, учатся  сдавать рапорт, участвуют в различных школьных и районных мероприятиях. Единая форма,  соблюдение устава, повышенное  чувство ответственности – дисциплинируют и вырабатывают  умение жить в коллективе, стремление к единению и взаимопониманию.

Наше образовательное  учреждение приняло на себя ответственность создать модели управления, функционирование которых обеспечит воспитание человека солидарного общества. Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности– солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.  Наша задача — воспитывать в учащихся милосердие, достоинство, положительное отношение к человеку, способствовать формированию интеллектуального потенциала, обеспечивать патриотическое воспитание, любовь к России и малой родине.