Любовь к ближнему должна стать главной идеей построения солидарного общества

Протоиерей Олег КОБЕЦ: председатель Комиссии по духовно-нравственному, патриотическому, физическому и экологическому воспитанию и просвещению Общественной палаты Белгородской области

То, что у общества потребления нет будущего – уже не секрет для здравомыслящих людей. Осознавая это, мы начинаем задумываться о возможных альтернативах. Что противопоставить культу материального? У нас, русских людей, ответ на этот вопрос однозначный: православную веру. Именно она является альтернативой обществу потребления и ведёт нас к совсем другим ценностям – солидарности и любви. Какая идея должна лежать в основе солидарного общества? Какую роль в его формировании играет семья? Почему нам так сложно быть солидарными друг с другом? Об этом мы поговорили с настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, протоиереем Олегом КОБЕЦОМ.

– Отец Олег, расскажите, какую роль в формировании солидарного общества играет православие и как соотносятся его идеалы с понятием «солидарность»?

– Прежде чем говорить  на эту тему, мне бы хотелось объяснить некоторые термины. Есть ключевые понятия, в которые человек православный и человек, который мыслит о духовной жизни светскими категориями, вкладывают совершенно разный смысл.

Самое первое – духовная жизнь. Для православного человека это понятие достаточно конкретное. Человек не вечен. Он проживает какое-то время на земле, даже часто уходит из жизни преждевременно. Духовная жизнь с точки зрения евангельского учения Христа – это то, что не связано с продолжительностью жизни земной, это способность человека, используя земную жизнь, стать причастником жизни вечной. Вероучительная истина заложена в том, что Христос может дать человеку возможность приобщиться к вечной жизни. Для этого надо соблюдать заповеди, которые максимально ориентируют духовный мир людей на то, что высшей ценностью является вечность. С тем, что препятствует достижению этой цели в нём самом и в окружающем мире, человек должен бороться.

Идеалы христианства служат идеалами и в жизни земной. Идея солидарного  общества синхронна тому пониманию духовной жизни христианина, которое изложено в Евангелии и опыте церкви. Почему? Потому что главным критерием жизни христианина является его способность с любовью относиться к людям. Это основная мотивация поступков человека, которая делает его сопричастным вечной жизни.

Есть ещё одно понятие – «духовный опыт». Его христианин получает, когда живёт по любви. Когда человек побеждает, то чувствует, что Господь присутствует в его жизни. Вот он слаб был, неуверен в благополучном исходе, но всё равно победил. Этот опыт, когда человек видит, что любовь начинает побеждать и Господь поддерживает его, является духовным опытом, который у каждого индивидуален.

Солидарное общество – это то общество, которое чувствует в первую очередь внутреннее единство. Должна быть объединяющая идея, согласно которой люди выстраивают свою повседневную жизнь. Автоматически солидарность не возникает. Хотя есть, например, чувство патриотизма. Обороняя Отечество, люди становились солидарными, объединялись и даже шли на смерть, чтобы уберечь свою землю. Но такая солидарность вызвана исключительными условиями. Когда общество возвращается к обычной жизни, мы опять видим политическое противостояние и экономическую разрозненность.

– Какая идея способна объединить людей?

– В повседневности нужна такая сильная объединяющая идея, которая по своей ценностной значимости должна превосходить те ценности, которые разъединяют людей. Например, борьба за материальные блага часто приводит к убийствам, обману и другим негативным последствиям. И как бы мы её ни приукрашали, она не может быть в основе идеи солидарности, потому что даже конкуренция, которая пропагандируется как двигатель экономики, привносит в общество разъединяющую силу. Рыночная экономика не способствует солидарности общества. Она может способствовать только росту экономического благосостояния. Хорошим примером здесь служат западные страны, которые хорошо развиты экономически, но говорить о том, что там существует солидарное общество, мы не можем.

Солидарное общество было выработано в рамках нашей православной цивилизации. О тех временах мы вспоминаем с ностальгией. Тогда было больше сострадания, больше стремления к взаимопомощи. Человек мог пожертвовать собственными благами ради блага людей. Эти идеалы в большей степени служили солидаризации, чем те, которые основаны на рыночной экономике.

– Но как тогда преодолеть противоречия между современной экономикой и христианскими идеалами?

– Готового рецепта здесь нет. Но если следовать Евангелию и преодолеть ориентацию только на быстротечную земную жизнь, острота материальной борьбы сразу притупляется. Тогда человек задумывается: да, я преуспевающий, но какое влияние на меня оказывает возможность быть богаче, не страдает ли принцип отношения к ближнему с любовью?

Вот скажите, почему в дореволюционной России было столько меценатов? Ведь не потому, что им некуда было девать деньги, и они начинали их раздавать. Они просто соизмеряли те возможности, которые им дал Господь, и понимали, что через дарованные блага нужно выразить свою любовь к ближнему, который нуждается в чём-то. Потребность в проявлении милосердия была насущной, а не вынужденной, не призывалась декларациями и поощрениями в виде избавления от налога. Человек здраво оценивал, к чему он придёт, если все свои силы вложит только в личное обогащение. Ведь это тупик, за которым ничего не следует.

Мы знаем много примеров из истории, когда очень богатые люди в опредёленном возрасте всё отдавали другим, жертвовали на храмы, а сами уходили в монастырь. Но чтобы принять это решение, с такой идеей надо жить всю жизнь. Она не приходит спонтанно. И вот тогда мы видим правильное отношение к материальным благам.

Я считаю, что любовь к ближнему, которая является главной идеей христианства,  должна стать главной идеей построения солидарного общества. Какими путями она будет воплощаться, решит уже сам человек. Варианты многообразны. Но если люди имеют эту общую идею, они будут друг друга понимать и поддерживать. Человек, который живёт идеей вечности в Боге, привносит в жизнь свой собственный духовный опыт, и его трудно сбить идеологическими лекциями. Если как можно больше людей получат этот опыт, то уже не надо будет даже декларировать ту солидарность, которая всем нужна, она просто вырастет из этого христианского мировоззрения. Это и есть начало солидарного общества, основанного на самой глубинной идее. Это та солидарность, которая пришла не извне, а которая является внутренней потребностью человека, и она созвучна тезису христианства, говорящему о том, что нельзя спастись в одиночку. Только такая солидарность сможет быть долговременной. Вспомним Советский Союз. Казалось бы, там существовало солидарное общество, но только эта солидарность оказалась внешней. При малейшей возможности все разбежались по своим углам, да ещё стали и враждовать друг с другом.

Посмотрим теперь на Украину. Многие на Западе понимают, что пока солидарность славянских народов не будет разрушена, никогда никакими границами и идеями людей не растащить. Ведь когда встречаются православная Россия, Украина и Белоруссия, чувствуется, что все мы – братья и сестры. Сейчас наносится удар именно по этой православной солидарности. Западные специалисты используют весь арсенал националистических идей и экономическое неравенство, чтобы расторгнуть этот внутренний союз.

– Мы говорит о том, что нужно с любовью и добротой относиться к ближнему, но, приходя в больницу, часто сталкиваемся с равнодушным отношением врачей, а на приёме у чиновника можем встретить откровенное хамство или злоупотребление властью. Почему так происходит?

– Есть западные страны, в которых в этой сфере мы видим больше признаков солидарности. Там выстроена такая юридическая и экономическая модель, которая обязывает людей в этих местах быть доброжелательными. Наша система сильно пострадала за последние десятилетия. Мы видим отсутствие духовной основы в отношениях между людьми. Та идеология, которая была в Советском Союзе, разрушена, а о том, что мы восстановили православные принципы своей жизни, ещё говорить рано.

Я считаю, что для того, чтобы они вошли в сферу бытовых отношений, должны смениться несколько поколений. И самое главное – это должно прийти в семью. Семья у нас сейчас остаётся самой уязвимой. А ведь всегда для ребёнка она была первой школой правильного отношения к другому человеку. Плюс школа. Суть не в умной воспитательной программе, где заложено много мудрых вещей. Больше всего воспитывает личность педагога. Когда ребёнок видит пример для подражания – это самый сильный воспитательный элемент. В этом плане сейчас школа мало даёт.

Если человек постоянно сталкивается с грубостью, и никто ему в воспитательном процессе не объясняет, что такое грех, то откуда у нас возьмутся воспитанные чиновники? Я считаю, что все силы сейчас надо бросить на восстановление института семьи. Ведь именно там ребёнок должен получать понимание того, как жить по совести.

– Как же в наше время укрепить семью?

– Укрепление семейных отношений должно стать одной из важнейших государственных программ. Когда начались 1990-е годы, было больше венчаний, чем сейчас. Почему? Потому что в наше время многие поняли, что это – не просто красивый обряд, оно обязывает человека отвечать за принятое решение совместной жизни и вызывает дополнительные муки совести в случае распада семьи.

Надо любить человека друг в друге и любить так, чтобы никакие обстоятельства не смогли этого изменить. Только тогда можно жениться. Но кто говорит сейчас об этом молодёжи? У нас пропагандируется совсем другое – страсть. А ведь когда человек начинает чувствовать настоящую любовь, у него как будто пелена спадает с глаз. Именно семья должна давать человеку духовную основу и понимание того, что такое любовь. Пока этого не будет, мы сможем увидеть только скептическое отношение к солидарности.

Беседовала Анна КУЩЕНКО

ссылки по теме:
Евразийское мышление и белгородский солидаризм - О практике педагогической работы по развитию памяти, внимания и мышления в духе традиционных ценностей Русской Евразийской цивилизации и принципов Белгородского Солидарного общества.